Сеть школ развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Концепция

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено

Концепция «образования в области развития», основанная на идее советского психолога Л. С. Выготского, заключается в том, что обучение должно вести к развитию, основанному не только на зрелых функциях ребенка, но и на тех, которые только созревают в школе.

 
+Концепция Альтскул
 
+Концепция Альтскул
 
+Концепция Альтскул

Успешность решения задачи ребенком зависит от того, насколько эта задача посильна его развитию, Л. С. Выготский выделил три зоны психического развития личности: зону актуального развития, зону ближайшего развития, зону запредельного развития.

В области актуального формирования лежат те задачи, которые ребенок уже может решать независимо, в решении которых он получил навык. Обычно решение проблем в области реального развития не вызывает вдохновения у детей, потому что в данных задачах нет новизны, и поэтому нет никакого интереса. Это не означает, что нет необходимости решать проблемы в области фактического развития. Этот тип обучения предоставляется для самостоятельной, внеклассной работы.

В области ближайшего развития находятся задачи, которые ученик может решить, но не самостоятельно, а под руководством учителя на базе существующих знаний. Именно при помощи таких задач знания передаются в систему мышления, в то время как есть понимание того, что знает ученик, и формируется способность применять это знание для решения проблем нового типа.

 
+Концепция Альтскул
 
+Концепция Альтскул
 
+Концепция Альтскул

В зоне запредельного развития лежат те задачи, которые ученик не сможет принять к решению из-за их неподготовленности к этому. Если учитель работает в такой зоне развития, он потерпит неудачу: почувствовав свою неспособность, ребенок откажется решить проблему и потеряет веру в себя.

Чтобы ученик интересовался преподаваемым ему материалом, учитель должен работать в зоне ближайшего развития, ставить задачи, которые лежат в зоне реального развития, никогда не работать в зоне запредельного развития.

Эта модель служила центром для создания двух концепций обучения в области развития в конце 50-х годов XX века. Одна концепция развивалась под руководством Л. В. Занкова, другая - Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.

Система Л. В. Занкова

Система развития образования Л. В. Занкова дает результат, запланированный посредством специального отбора и структурирования. Применяется в общеобразовательных школах.

Система Л. В. Занкова характеризуется целостностью и взаимозависимостью составляющих ее частей.

Цель обучения - предоставить ученикам всестороннюю обширную картину мира посредством науки, литературы, искусства и прямых знаний.

Дидактические принципы:

  • обучение на большом уровне сложности в соответствии с мерой сложности;
  • ведущая роль теоретического знания;
  • осведомленность о процессе обучения;
  • быстрые темпы усвоения учебного материала;
  • работа над развитием каждого ребенка, в том числе слабых.

Типичные свойства методической системы - универсальность, процессуальность, вариативность.

Важные особенности учебного комплекта. Комплект обеспечивает:

  • понимание взаимосвязи и взаимозависимостей исследуемых объектов, явлений, связанных с интегральным характером содержания, которое выражается в сочетании материала разных уровней обобщения, а также как в сочетании его теоретической и практической ориентации, интеллектуального и эмоционального насыщения;
  • знание концепций, необходимых для дальнейшего образования;
  • актуальность, практическая значимость учебного материала для студента;
  • условия для решения образовательных проблем, социального, личного, интеллектуального, эстетического развития ребенка, формирования образовательных и универсальных (общих) навыков;
  • активные формы знаний в процессе решения проблем, творческие задачи: наблюдение, эксперименты, дискуссия, образовательный диалог (обсуждение разных мнений, гипотез) и т. д.;
  • проведение научных, исследование и проектирование работ, развитие уведомительной культуры;
  • индивидуализация обучения, которая взаимосвязана с формированием мотивов деятельности, распространяющаяся на детей разных типов по характеру познавательной деятельности, эмоциональным и коммуникабельным характеристикам, по признаку пола. Индивидуализация реализуется в том числе через три уровня контента: базовый, продвинутый и углубленный.

Формы и средства обучения

Во время обучения используется большой спектр форм обучения: классный и внеурочный; личный, групповой: в соответствии с характеристиками предмета, характеристиками класса и индивидуальными предпочтениями учащихся.

Для изучения эффективности разработки учебных программ и разработанных на основе их учебных материалов преподавателю предлагается качественный учет успеваемости учащихся, в том числе комплексное тестирование, которое соответствует позиции Министерства образования и науки Российской Федерации. Оценки оцениваются только результатами выполнения письменных работ со второй половины 2-го класса. Отдельно балл не выставляется.

Теоретические работы Д.Б. Эльконина и экспериментальные исследования В.В. Давыдова привели к созданию программы для начальных классов, в которой учёба сочетается с развитием личности.

Система Д.Б. Эльконина–В. В. Давыдова применяется в России с 1991 года. В 1996 году она вошла в список рекомендаций ФГОС, а после исключения из этого списка программы Л.В. Занкова стала единственной развивающей программой для начальных классов, одобренной Министерством образования и науки.

Школа развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В.В. Давыдова

Целью обучения является наиболее благоприятное общее развитие каждого ребенка.

Цель системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова — научить детей самостоятельно ставить задачи, определять методы их решения и анализировать результат.

Для достижения этой цели ставится ряд задач:

  • Учитель должен сплотить класс, а ученики должны коллективно формулировать цели и искать способы их достижения. Предполагается, что преподаватель не даёт готовых знаний, а лишь отвечает на вопросы, появившиеся у школьников в процессе обсуждения проблемы.
  • Педагоги должны уделять внимание формированию и развитию у ребят самооценки и самоконтроля. Для этого используется система оценивания без фиксированных оценок.
  • Педагогические методики должны меняться в соответствии с этапами психологического развития учащихся. Иными словами, программа должна «взрослеть» вместе со школьниками.
  • Между учителем и учениками должны складываться партнёрские отношения. Взрослый и ребёнок — равноправные участники учебного процесса.

Методы и приемы обучения достаточно интересные:

  • В процессе урока учителя могут ошибаться, намеренно, конечно. Это называется заданиями-ловушками. Если в традиционной программе дети должны верить учителям беспрекословно, потому что-то, что они говорят – всегда правильно, то тут – это не так. Безоговорочно ребенок верить учителям не может, каждая информация будет считаться верной, если только он сам в этом убедился и все проверил лично. Так же данные ловушки привлекают внимание ученика. Это позволяет формировать у школьников критическое мышление, приучить их к мысли, что любое знание нуждается в проверке.
  • Еще одна задача учителей — сделать так, чтобы дети на уроке чувствовали себя свободно и раскованно. Ведь лишь в таких «свободных» условиях может по полной выразить полет мысли, творчества и фантазии.
  • На уроке зачастую используются различного рода игры: дидактические, ролевые, сюжетные, деловые и т.п. Для детей раннего школьного возраста именно игра является самой подходящей средой для формирования творческих и иных способностей.
  • Для развития мышления используется предметно-практическая деятельность. Это разновозрастные проектные задачи, образовательные модули, различные исследования, проведения опытов, измерений. Работа идет и в группах, и индивидуально.
  • На уроках часто применяются дидактические, ролевые и другие игры. Обучение через игру помогает детям раскрыть творческие способности и использовать для решения проблем не только знания, но и фантазию.

Как проходит обучение по системе Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова

Особенность системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова заключается в том, что знания не даются детям в готовом виде. Обучение организовано так, чтобы школьники смогли самостоятельно поставить задачу, предположить способы её решения, а затем критически оценить то, что получилось. Основные формы деятельности на уроках — дискуссия и эксперимент.

Работа на уроках идёт в парах или небольших группах. Учитель ставит перед классом проблему и предлагает каждой группе найти решение. При этом он корректирует работу учеников наводящими вопросами.

По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова неправильных ответов не существует. Любое предположение — «рабочая версия».

В системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова нет привычной системы оценок. В конце занятия ученикам предлагается оценить свои успехи. Ребята самостоятельно выбирают критерии оценивания для каждого типа заданий. Чаще всего, ученики рисуют шкалу напротив каждого задания и отмечают на ней, насколько точно сформулирован ответ или насколько аккуратно оформлена работа.

Знания

Затем преподаватель тоже оценивает работу по выбранной шкале. Считается, что такой метод ученику позволяет понять, насколько хорошо он выполнил задание, а учителю — получить представление о самооценке ребёнка.

По программе Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова домашние задания сведены к минимуму. Система предполагает, что знания ученики получают в ходе дискуссий в классе, а не за учебниками дома.

Плюсы и минусы обучения по Д.Б. Эльконину–В.В. Давыдову

Тестирования показывают, что у детей, прошедших обучение по Д.Б. Эльконину - В.В. Давыдову, отлично развит кругозор, память, внимание, креативное мышление, навыки работы в команде и способности к самоанализу. Это, безусловно, преимущество системы.

Но существует и ряд недостатков:

  • Новеньким детям бывает сложно влиться в учебный процесс. И наоборот, детям, сменившим систему Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова на традиционную программу, например, «Школу России», трудно перестроиться.
  • По замыслу создателей системы, дети должны не зубрить правила, а понимать принципы. Поэтому обучение русскому начинается с основ языкознания, а курс математики — с теории происхождения чисел. Насколько актуальны эти знания в первом классе — спорный вопрос.
  • Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова рассчитана только на начальные классы. Продолжать обучение в средней и старшей школе придётся по другим программам.
  • Педагог должен не только владеть методическими приёмами системы, но и буквально мыслить её категориями. От его профессионализма зависит, насколько эффективным будет обучение.
  • Отсутствие оценок, беспрекословного авторитета учителя и другие особенности системы вызывают недоумение у некоторых родителей.

Кому подходит обучение по Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Считается, что учиться по Д.Б. Эльконину - В.В. Давыдову может каждый. В школах, где используется эта программа, не проводят вступительных экзаменов и тестов на интеллект.

Программа развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова подойдёт тем родителям, кто готов стать научным коллегой для своего ребёнка. Придётся много дискутировать и следить за тем, чтобы ученик получал не «готовые знания», а находил ответы самостоятельно.

Создаём образовательную среду, основанную на принципах развивающего обучения системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Не ребёнок для школы, а школа для ребёнка.