Сеть школ развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Москва, ул. Менжинского, 19к3
Адреса всех филиалов

+7 (985) 236-50-05
+7 (977) 797-31-41

по будням с 09:00 до 18:00

Почему альтернативная?

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено

Что такое альтернативное образование? Что-то чуждое, отличное от общепринятого, неправильное? А что вообще есть «правильно» и «неправильно»? Мы можем пуститься в научные рассуждения, приводить заумные термины, статистические данные и заунывные доказательства, а можем взглянуть на мир объективно, общедоступно и понятно, взглянуть через призму прекрасного. Ведь язык красоты понятен всем…

Где-то когда-то под голубым небом и ласковым теплым солнцем раскинулся сад. И наполняли его розы всевозможных сортов, размеров и оттенков. Одни, броские махровые, оплетали арки и тянулись ввысь и вширь своими побегами, окутывая листьями каждую дощечку приземистого забора и стены дома; другие, маленькие и компактные, смотрелись мило и приветливо со своими аккуратными цветками, щедро рассыпанными по стебелькам; третьи, благородные и изящные, демонстрировали по одному идеальному бутончику, как бы говорящему: «Я неповторим и потому наиболее ценен». По утрам первые лучи просыпающего солнца прогоняли ночь с ее вязкой темнотой и невесомо касались капелек росы на листьях и бутонах цветов, резвясь и играя, выбивали искорки и отблески, и тогда весь сад словно наполнялся симфонией красок и света. А розы, умытые, оживали и готовились к новому дню, чтобы показать себя во всей красе, и, преисполненные гордости, ждали человека, что придет окучивать их, обрезать, опрыскивать, добавлять удобрения в почву, поливать, рассаживать ровными рядами, формировать, одним словом, указывать им единственно верный и возможный путь и придавать им правильный вид и форму. Так полагали розы, любуясь собой и лелея выстроенный порядок, в то время как за забором сада жил своей жизнью безбрежный ковер из полевых цветов. Их никто и никогда не обихаживал, не заботился о них, не выстраивал четкий непоколебимый план их существования. Дождь давал им напиться, солнце грело, а ветер взъерошивал лепестки. Незабудки мигали желтыми глазками, окруженными голубыми звездочками; ромашки приветственно глядели в небо, подражая солнышку, окаймленному белыми пушистыми облаками; покачивая головками, невесомо звенели колокольчики; мать-и-мачеха цвела россыпью золотых монеток, призывая маленьких божьих коровок составить им компанию и добавить красные веснушки на их яркие бутончики.

И однажды прохожий, что шел мимо, остановился и залюбовался садом, наполненным розами, высаженными в четком порядке, направляемыми и подчиняющимися четким правилам; лишенными воли разрастаться туда, куда им хочется. Он перевел взгляд и уже любовался полем, покрытым луговыми цветами, вольными, способными самостоятельно выбирать свой путь и протаривать дорожку, порой ошибаться, но менять траекторию роста и все-таки раскрывать бутоны навстречу солнцу, огибая препятствия или порой переплетаясь друг с другом. «Невероятная красота, - подумал прохожий, окидывая взглядом и сад, и поле. – Но при этом такая разная. Мне хочется понять для себя, какая мне ближе, уютнее и комфортнее, на какую красоту сильнее откликается мое сердце…»

Знание – это красиво. Но дороги к нему могут быть разные. К знанию можно прийти привычными общепринятыми путями, через классическое образование, где все выверенно и четко: учителя объясняют правила, показывают способ решения, преподносят факты, а ученики без раздумий принимают материал и следуют предложенному им пути, не задаваясь вопросами, можно ли действовать иначе. Упор делается на интеллектуальное развитие, при этом меньшее внимание уделяется приспособлению ребенка к обществу, умению общаться, разрешать конфликты, искать компромисс. Классическая школа дает прочный общеобразовательный фундамент, но детям сложнее проявить природные склонности, поскольку изучаемые предметы и часы, отведенные на них, одинаковы для всех учащихся. Оценка успеваемости и достижений идет исключительно со стороны учителей, в то время как дети не учатся самооценке. Классическая школа как те самые розы, выверенные, посаженные ровными рядами, живущие по заложенным садовником правилам.

Другой путь к знанию – альтернативная школа, которая стремится развивать ум не столько заученными правилами и догмами, сколько способностью мыслить, рассуждать, наблюдать, ставить опыты и приходить к выводу, т.е. теория всегда следует за практикой, а не предшествует ей. Ученики рассуждают логически, используют причинно-следственные связи, действуют сообща, обмениваясь суждениями и заключениями. Дети познают мир, опираясь на собственные сильные стороны, постепенно раскрывая свой потенциал и способности, они учатся самостоятельности и ответственности, принимают свободу выбора и то, как правильно ей пользоваться. Альтернативное образование как те самые полевые цветы: свободные и самостоятельные, не обрезанные согласно ландшафтной задумке и не высаженные рядами по заложенным правилам и стандартам. Они тянутся к солнцу, порой создавая причудливые формы из стебельков и бутонов, облокачиваясь друг на друга или огибая лежащие рядом камни.

Нельзя сказать, что классическое образование лучше альтернативного, или наоборот. Это просто разные способы, формы, смыслы, пути. К тому же то, что сегодня считается альтернативным, вполне может стать традиционным и стандартным через пять, десять, двадцать лет…

Основоположники альтернативных школ не ставили цель придумать какое-то элитное образование, они хотели оптимизировать и улучшить процесс обучения для всех детей, сделать его доступнее и эффективнее. Вальдорфская система, одна из ранних альтернативных школ, была создана немецким философом, педагогом и эзотериком Рудольфом Штайнером. Учение основывается на антропософии – попытке объяснить науку через призму духовности. В разные периоды жизни ребенка упор делается на физическое, духовное, умственное развитие. Другая довольно известная система – это школа Монтессори, основоположницей которой стала итальянский доктор и педагог Мария Монтессори. Одна из основных задач - приучение к самостоятельности и привитие навыков и опыта, которые помогут влиться в социум и в реалии жизни. Учебные материалы рассчитаны на восприятие разными органами чувств: например, используются объемные фигурки букв. Дети выполняют бытовые дела, работают в саду, старшие ученики помогают младшим. Еще одна система «Школа самоопределения» - это детище российского педагога Александра Тубельского. Обучение в ней происходит по индивидуальному плану. Самооценивание помогает ученикам без лишнего стресса погрузиться в предмет и понять, что им нравится больше, а что меньше. Приветствуется инициатива и собственное мнение. В школе проводятся недели погружения в ту или иную эпоху, когда все предметы ориентированы на какую-то из них. Дети занимаются трудом, много времени отведено на творчество. Цель такой школы – формирование личности в каждом ребенке. «Альтскул» же - это школа по системе Эльконина-Давыдова, которая взращивает у детей интерес к учебе, стимулируя их самих ставить перед собой задачи и добиваться результатов. Дети учатся креативно мыслить, использовать творческий, нестандартный подход, аргументированно отстаивать свою точку зрения. Данная программа позволяет ребенку проявлять себя и не бояться ошибиться в поисках верных ответов.

Какой бы ни была система образования, главное, чтобы ребенок чувствовал себя в ней комфортно и уверенно и чтобы именно на эту школу откликнулось его сердце.

Что Альтернативного?

Создаём образовательную среду, основанную на принципах развивающего обучения системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Не ребёнок для школы, а школа для ребёнка.

Все права защищены © Альтскул 2025